Электромобиль Tesla Model S

С каждым годом электромобили становятся все популярнее: Илон Маск продолжает удивлять новыми моделями Tesla, крупные автоконцерны выпускают электрифицированные версии своих автомобилей, а в Норвегии электрокаров уже больше, чем обычных машин. А что насчет России? Не помешает ли ее климат работе аккумулятора и можно ли ездить на электромобиле зимой? Сейчас выясним.

Начнем с цифр. Сейчас в нашей стране зарегистрировано около семи тысяч электрокаров – это примерно 0,02 % от общего количества автомобилей, причем среди них абсолютным лидером является Nissan Leaf (85 % от всех электрокаров). Как видите, электромобили в России совсем непопулярны. Почему же их так вышло?

Одна из проблем – отсутствие официальных поставок. Это автоматически означает повышение цены в полтора раза и отсутствие гарантийного ремонта. И если проблема цены уже решена (летом 2021 года отменены пошлины на ввоз электрокаров), то ремонт все-таки остается головной болью водителей: это дорого и сложно. Кроме того, в России достаточно мало зарядных станций для электромобилей – всего около 200, причем больше половины расположены в Москве и Московской области. Еще одной проблемой является сравнительно высокая стоимость электромобилей – что с пошлинами, что без. Nissan Leaf, один из самых дешевых электрокаров, стоит примерно три миллиона рублей, а на Tesla Model S можно обменять трехкомнатную квартиру на Выхино – эта машина обойдется в 10 миллионов.

И наконец, большую проблему составляет российский климат. Учитывая, что в нашей стране в некоторых регионах температура может доходить до –60 градусов по Цельсию, электромобилю может прийтись несладко. Или все будет в порядке? Давайте выяснять.

Как электромобили ведут себя при морозе

Емкость литий-ионных аккумуляторов (а именно их используют все электромобили) сильно снижается при морозе. Вы наверняка замечали это, когда пытались пользоваться телефоном или планшетом зимой на улице – электронные устройства садятся быстрее в два-три раза. В 2019 году Американская автомобильная ассоциация провела исследование, согласно которому при температуре у электромобиля с включенной системой отопления в –6 °C заряд батареи снижается на 44 процента. В числе машин, над которыми проводили эксперимент, оказался и Nissan Leaf. Учитывая, что обычно запас хода электромобиля – приблизительно 400 километров, а в России зарядные станции не стоят на каждом углу – проблема существенная.

Но и у нее есть методы решения. Например, некоторые автовладельцы устанавливают в электромобили дополнительные печки, которые обогревают сам аккумулятор и снимают нагрузку с отопительной системы автомобиля – она съедает достаточно много энергии. Но такие меры идут вразрез с главным достоинством электрокаров – экологичностью. Чтобы не прибегать к ним, владельцы электрокаров используют другие методы – например, выключают дополнительные функции, тратящие заряд батареи, или стараются избегать пробок в холодную погоду.

Впрочем, электрокары вполне способны ездить зимой – правда, не так долго, как при нормальной температуре. Так что если в вашем регионе много заправок – особых проблем вы вообще не испытаете, учитывая низкие цены на электроэнергию.

Электромобиль Nissan Leaf едет по дороге зимой

Как видно на картинке, самый распространенный в России электромобиль Nissan Leaf без особых проблем передвигается по зимним дорогам

Как электромобили ведут себя при жаре

Высокие температуры тоже не слишком благотворно действуют на аккумуляторы электрокаров. Исследование Американской автомобильной ассоциации, которое мы упоминали в статье, также включало в себя эксперименты с повышенными температурами. Они показали, что при жаре в +35 °C дальность пробега снижается на 17 %. Впрочем, испытания проводились с включенной системой кондиционирования. Однако потеря запаса хода – это далеко не главная проблема. Гораздо хуже то, что при высоких температурах литий-ионный аккумулятор электрокара преждевременно вырабатывает свой ресурс – после каждого перегрева он будет дольше заряжаться, хуже держать заряд и быстрее разряжаться. Выход из этой ситуации заключается опять-таки в установке сторонних систем, но на этот раз уже охлаждения.

А теперь – подытожим

Влияние климатических условий на электромобили безусловно присутствует, и оно ощутимо. С другой стороны, это влияние не настолько сильно, чтобы отказаться от покупки электрокара, особенно если температура в вашем регионе колеблется от –20 до +30 градусов по Цельсию. Так что если вы живете в Москве и боитесь, что ваша новенькая Tesla не сможет ездить зимой – ваши опасения напрасны. Впрочем, если ваш дом в Якутии, где температура зимой может упасть до –60, то над покупкой электрокара стоит серьезно подумать.

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *